Чему научила людей "Матрица"
МОСКВА, 16 марта — РИА Новости, Павел Гайков. Cтудия Warner Bros. планирует перезапуск киновселенной фильма "Матрица", утверждает The Hollywood Reporter со ссылкой на собственные источники. Что именно это будет — ремейк или продолжение — не уточняется, но очевидно, что авторам новой "Матрицы" будет непросто перекрыть достижения оригинала: слишком новаторским был этот фильм, выпущенный в 1999 году.
Прежде всего "Матрица" подарила современному миру новое ощущение иллюзорности бытия. Сама по себе идея, конечно же, не нова. Еще древнегреческий философ Платон утверждал невозможность постичь мир при помощи наших субъективных органов чувств, сравнивая видимую нами реальность со смутными тенями на стенах пещеры. Вачовски визуализировали эту идею так, что она взбудоражила ум каждого школьника на планете: ничего нет, все мы загружены в матрицу и являемся частью великого обмана. В фильме есть прямые отсылки к философскому трактату Жана Бодрийяра "Симулякры и симуляция", исследующему, как именно иллюзорное заменяет человеку реальное.
Сценаристы "Матрицы" сыграли на страхах человека перед компьютерными технологиями и искусственным интеллектом, которому однажды наскучит несовершенство его прародителей и он восстанет против человечества. Тогда, во времена экспансии интернета и развития мобильных средств связи, эта идея казалась свежей и актуальной. Сегодня, в эпоху виртуальной реальности и искусственных нейронных сетей, она выглядит как реальная угроза.
Чтобы вновь почувствовать страх перед всемогущей Матрицей, больше не нужно включать старый фильм — достаточно почитать последние новости. В ноябре 2016 года "Яндекс" сообщил о том, что благодаря привлечению нейронных сетей его новый поисковой алгоритм "Палех" может находить веб-страницы не только по ключевым словам — но и по смыслу. Электронный разум теперь способен понять несмышленого ребенка или додумать за пользователя то, что он забыл или не знал.
Примерно в это же время Google подключил нейронные сети к своему онлайн-переводчику Google Translate, который теперь учится не просто выдавать механический перевод слов, а понимать контекст фраз и предложений. Он продолжает обучаться, обрабатывая 140 миллиардов слов от 500 миллионов пользователей ежедневно.
Умных машин, подключенных к интернету, уже давно больше, чем людей на Земле. С каждым годом они совершенствуются, узнавая все больше о нас, нашем прошлом, наших надеждах и страхах. Телефон в вашем кармане намного умнее вас. Он лучше вас знает, что вам нужно. И возможно, он уже что-то замышляет.
Во всяком случае обманывать наши органы чувств машины уже научились, доказательством чему являются аттракционы виртуальной реальности, которые сегодня есть чуть ли не в каждом торговом центре: надеваешь очки — и ты в параллельном искусственном мире, выхода из которого не разглядеть.
Еще "Матрица" подарила человечеству моду на замедленные экшен-сцены, в которых активная камера концентрируется на статичном объекте, — так называемый bullet time, "время пули", любимый прием современного Болливуда и всех, кто предпочитает картинку "побогаче".
"Матрица" зафиксировала технологическое "межвременье", когда сцены снимались еще на пленку, а эффекты создавались уже при помощи цифровых технологий. Таких спецэффектов, как в "Матрице", мир еще не видел, хотя создавались они во многом "по старинке". Компьютерная графика была еще очень сложным и дорогим удовольствием, поэтому в ход активно шли классические приемы, такие как монтаж изображения с нескольких камер, высокоскоростная съемка, работа с макетами, каскадерами, кранами и подвесами и т.д.
Если нужно было показать город на заднем фоне, то в павильоне натягивали виниловый задник, нужны были замусоренные трущобы — художники разбрасывали мусор по площадке. Все декорации были настоящими, не виртуальными и действительно разрушались под действием пиропатронов, так что каждый дубль экшен-сцен был безумно дорогим и трудозатратным. Сегодня такими сценами никого не удивишь, а тогда все смотрели раскрыв рот.
А еще "Матрица" числится в списках произведений, предсказавших теракт 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке — в этот день у Нео, персонажа Киану Ривза, истекал срок действия его паспорта, мелькнувшего в одном из эпизодов. Словом, Вачовски что-то знали о нашем будущем наверняка. Так что повторить точность их прогнозов и совершить еще одну визуальную революцию в кино авторам новых "Матриц" будет очень непросто